Рынок кофе в России

Российский рынок кофе кардинально отличается от американского и европейского.
Лидирующим сегментом на рынке является растворимый кофе (55%). По его потреблению на душу населения Россия занимает 3 место в мире после США и Великобритании.
Расширение ассортимента натурального и растворимого кофе в России свидетельствует о том, что рынок кофе является одним из наиболее перспективных в стране. По данным Прайм-ТАСС, ежегодный рост кофейного рынка России составляет 10-15 %. «В ближайшие годы рост всего рынка будет обеспечивать в основном натуральный кофе»,- полагает гендиректор отраслевой ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.

Обзор российского рынка кофе

Исследования компании Nielsen российского рынка кофе
Категория кофе является одной из наиболее стабильных на рынке товаров повседневного спроса. Лояльность бренду здесь очень высока, и потребители откажутся от привычной марки и перейдут на более дешевую только в самом крайнем случае. Как показали исследования Nielsen, в период кризиса доля потребителей, переключившихся на другую марку, была незначительной.
Рынок кофе характеризуется слабовыраженной сезонностью: наблюдается ежегодное временное снижение продаж в летние месяцы – на 2-4% в натуральном выражении – с восстановлением в сентябре. Как и для всех рынков горячих напитков самый высокий сезон для рынка кофе приходится на зимний период.
В структуре потребления кофе по регионам наибольшую долю стабильно занимает Центральный регион, на долю которого в июне-июле 2009 года приходилось 31,8% розничных продаж в натуральном выражении.

Структура розничных продаж кофе по регионам

Также в июне-июле по сравнению с предыдущим периодом потребление осталось неизменным на Дальнем Востоке, а немного выросло – в Северо-Западном и Южном регионах. Незначительное снижение потребления наблюдалось в Сибири, Поволжье и на Урале.

В июне-июле 2009 года почти 55% кофейного рынка в объемном выражении приходилось на растворимый кофе.

Структура розничных продаж кофе по видам

Более 24% продаж принадлежали кофе в цельных или молотых зернах. Остальные доли занимали растворимый кофе с добавками – сухое молоко, сахар и другие – и кофейные напитки. Такое соотношение долей рынка достаточно стабильно на протяжении последних лет.

Несмотря на кризис, в сегменте растворимого кофе наблюдается долгосрочная тенденция переключения потребителей с дешевой продукции на более дорогую. Можно предположить, что кофе – это не та категория, на которой потребитель готов экономить. Потребитель, скорее, будет покупать меньшими объемами, но по-прежнему хороший, качественный продукт, к которому он привык. Кроме того, в кризис кофе можно причислить к категории продуктов «маленьких радостей» для потребителя, он может сэкономить на других товарах повседневного спроса, в том числе и для того, чтобы иметь возможность купить тот напиток, который ему нравится.

Современная торговля остается основным каналом розничных продаж кофе – более 58% объемов категории приходится на гипер-/супер- и минимаркеты.

Структура розничных продаж кофе по каналам дистрибьюции

За июнь-июль продажи остались стабильными продажи в киосках и павильонах по сравнению с весной, а также на открытых рынках.

В тройку компаний – лидеров российского кофейного рынка входят Kraft Foods Inc. (США, ТМ Jacobs), Nestle S.A. (Швейцария, ТМ Nescafe) и Tchibo GmbH (Германия, ТМ Davidoff). На долю этих компаний приходится около 60% рынка в стоимостном выражении.

Что касается видов упаковки, то их разнообразие характерно для сегмента растворимого кофе. Более половины продаж в стоимостном выражении здесь приходится на кофе в стеклянной банке, однако доля этой упаковки в течение уже 2,5 лет постепенно сокращается в пользу мягких упаковок, которые позволяют производителям снижать конечную цену продукции. Металлические банки устойчиво занимают вторую позицию по объемам продаж в стоимостном выражении.

*компании приведены в алфавитном порядке.

Источник: foodmarket.spb.ru.

Оставить комментарий